ОСОБЕННОСТИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аттестация педагогических работников — это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования:

-По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.
-По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

-соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
-наличие стажа работы (кроме случая, предусмотренного пунктом 20 настоящей Инструкции) в соответствии с частями первой-четвертой пункта 19 настоящей Инструкции;

Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта.

Претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее – стаж работы), два года; высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.

Документы, предоставляемые при аттестации:

1. Заявление по установленной форме

2. Выписка из протокола заседания квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена (для высшей категории)

Изучение педагогической деятельности

В ходе аттестации оцениваются:

-деятельность педагога за аттестационный период (2-3 года), для подтверждения категории за 5 лет.

-достижение результатов (учащихся и педагога);

-деловые, личностные качества педагога;

-возможности дальнейшего роста и обучения;

— необходимость помощи, пути улучшения деятельности.

В ходе аттестации педагогом предоставляются:

-материалы учебного кабинета (план работы кабинета, план перспективного развития кабинета, материалы по систематизации)

-самоанализ деятельности

-разработки открытых учебных занятий, воспитательных мероприятий

-самоанализ открытых мероприятий

-материала по самообразованию или обобщение опыта

-результаты психолого-педагогического анкетирования

Основные этапы аттестации

Подготовительный этап

Избрание аттестационной комиссии.

— Оформление приказа руководителя о персональном составе комиссии, доведение его до сведения педагогических работников.

— Оформление пакета документов по аттестации.

Организационный этап

Подача заявлений в комиссию.

— Рассмотрение заявлений аттестационной комиссией.

— Составление графика аттестации.

— Согласование графика прохождения аттестации с профсоюзным комитетом.

— Издание приказа руководителя о проведении аттестации.

Процессуальный (основной) этап

Изучение педагогической деятельности в соответствии с Квалификационным справочником.

— Собеседование, анкетирование, тестирование, самооценка, оценка сотрудника руководителем, коллегами, наблюдение за педагогической деятельностью, анализ результатов, и т.д.

— Подготовка аналитических материалов по результатам изучения деятельности.

— Сдача квалификационного экзамена, предоставление справки в аттестационную комиссию (для высшей категории).

— Составление характеристики.

4. Заключительный (итоговый) этап

— Проведение аттестационного собеседования. (сопоставление точек зрения на результаты деятельности, обсуждение дальнейших путей профессионального развития педагога).

— Принятие решения по аттестации педагогического работника.

— Издание приказа руководителя по решению аттестационной комиссии.

— Внесение записи в трудовую книжку.

Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания. В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда.

Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования).

МЕТОДИЧЕСКОЕ-ОБЕСПЕЧЕНИЕ-АТТЕСТАЦИИ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ-РАБОТНИКОВ